Что такое цифровые права?

Цифровизация поставила перед законодателем вопрос о необходимости внесения цифровых прав в структуру объектов гражданско-правового регулирования.

В 2019 г. в ст. 128 ГК РФ были внесены изменения, кроме того, появилась ст. 141.1, в связи с этим сформировался новый объект гражданского права— цифровые права.

Цифровые права — это названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.

Определение достаточно абстрактно, из-за чего оно породило немало дискуссий и изначально подверглось серьёзной критике:

1) Отечественное понятие цифровых прав существенно отличается от понятия, закреплённого во многих международных правовых документах. Н. В. Варламова отмечает, что в англоязычной литературе представлено понятие не только цифровых прав, но и интернет-прав, прав на коммуникацию, и чаще всего они используются в синонимичном значении. Хартия прав в Интернете относит к интернет-правам право на: доступ к знаниям, конфиденциальность, защиту прав в интернете и др.

2) Нормативное понятие цифровых прав отличается от доктринального, последнее приближено к международному понятию интернет-права, которое, как отмечалось ранее, синонимично цифровым правам.

3) По мнению Р.С. Бевзенко, С.В. Сарбаша и ряда других цивилистов, у цифрового права нет никакой самостоятельности и не может быть, оно является лишь формой, иначе говоря, оформлением вещного, обязательственного, корпоративного, исключительного или личного права.

4) По «цифровым правам» довольно специфическая судебная практика. Её можно рассматривать по основным направлениям: регулирование криптовалют и иных электронных валют, защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой форме, защита персональных данных и информации, а также нарушение антимонопольного законодательства.

Таким образом, закреплённое в статье 141.1 ГК РФ понятие «цифровых прав» свидетельствует об уклонении от первоначальной идеи законопроекта, согласно которой под такими правами понимались только токены. При всём этом понятие используется в другом значении— зафиксированные в цифровой форме имущественные права. Из этого следует, что цифровое право как объект гражданских прав имеет двойственную природу и форму. По мнению М.А. Рожковой, эксперта в области цифрового права, появление в законодательных актах какой-либо новой категории должно преследовать чётко обозначенную правоприменительную цель, однако в данном случае она была утрачена, в связи с чем и понятие «цифровые права» стало лишним.

ЮК «Шашкин и Партнеры» оказывает юридическую помощь по представлению интересов в судах разных инстанций.

Работаем конфиденциально, профессионально и с нужным результатом. Обращайтесь:

в Саратове: +7 (8452) 46-93-20
в Москве: +7 (495) 407-74-27
info@shiplaw.ru

Практики

Автор
Шашкин
Денис Васильевич
Управляющий партнер, адвокат

Публикации в СМИ и статьи

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять