Дипфейк – это технология создания и подмены элементов в фото, видео и аудио посредством искусственного интеллекта и нейросети. Необходимо отметить, что количество дипфейков в сети Интернет неуклонно растёт, однако правовая оценка их создания и распространения в рамках российского законодательства достаточно затруднительна, юристы-учёные до сих пор ведут дискуссии о том, что такое дипфейки и какое место они занимают в российском законодательстве.
В октябре 2023 года платформа Moscow Digital School провела исследование, в результате которого выяснилось:
— 89,3% отметили распространение ложной информации как основную проблему при массовом использовании технологии дипфейк в России;
— 73,2% выделили нарушение личных неимущественных прав граждан, в том числе права на имя;
— 73,2% — нарушение авторских и смежных прав;
— 58,9% — риск, связанный с нарушением закона о защите персональных данных;
— 39,3% отметили нарушение закона о рекламе.
В ноябре 2023 года Арбитражный суд города Москвы вынес судебное решение, назначив штраф за использование дипфейк-видео без согласия его создателя (№ А40-200471/23-27-1448). Стоит отметить, что это первое судебное решение в России, где использовалось понятие «дипфейк». Суд посчитал дипфейк-видео объектом авторского права, соответственно, тот факт, что моушн-дизайнер осуществил монтаж исходных материалов видеоролика посредством дипфейк-технологии сам по себе не говорит о том, что видеоролик доступен для свободного использования, то есть без согласия правообладателя, или о том, что группа лиц, которая обеспечивала написание сценария видеоролика, видеосъемку, его аудиосопровождение, не внесли личный творческий вклад в создание видеоролика и не признаются его авторами.
Следует отметить, что сам создатель видео с изображением Киану Ривза был обязан получить согласие на его использование, то есть в той или иной мере права актёра были нарушены данным видео, но в то же время этот факт не сказывается на возможности защиты исключительных прав, нарушенных использованием дипфейка.
В связи с этим остаётся непонятным — какие способы защиты применять в случае использования изображения или голоса какого-либо лица в случае создания дипфейка и как применять, например, п. 4 ст.1274 ГК РФ, поскольку есть опасения, что создатель дипфейка может избежать ответственности в случае, если им будет доказано наличие у него признаков пародии или карикатуры.
Стоит согласиться с тем фактом, что в России, как и в других странах, разработка документов по урегулированию данной сферы требует всестороннего анализа, так как проблема дипфейков пронизывает множество отношений, возможно, именно поэтому принятие законодательных актов затягивается во времени. Мы же считаем, что решить эту проблему в России можно лишь формированием судебной практики, которая будет оказывать влияние на развитие правотворческой деятельности.
ЮК «Шашкин и Партнеры» оказывает юридическую помощь в том числе по новому направлению компании защите прав, нарушенных дипфейк-технологиями.
Работаем конфиденциально, профессионально и с нужным результатом. Обращайтесь:
в Саратове: +7 (8452) 46-93-20
в Москве: +7 (495) 407-74-27
info@shiplaw.ru