17 декабря 2024 года состоялся эфир Дениса Шашкина, адвоката, управляющего партнера ЮК «Шашкин и Партнеры», автора ТГ-канала Банкротный Лев и Анастасии Поликыржи — адвоката в сфере недвижимости, организатора форума «Недвижка в законе», автора ТГ-канала Адвокат Поликыржа о недвижимости.
На эфире обсудили тему защиты по искам прокуроров о деприватизации и изъятии недвижимости, акций и имущественных комплексов, а также ответили на вопросы:
- Чем отличаются иски прокуроров о национализации и деприватизации?
- Какую стратегию защиты выстроить по таким искам, есть ли отличия в подходе?
- Чем отличаются иски генеральной прокуратуры и региональных прокуроров?
- Есть ли действенные способы защиты и успешные дела?
Выводы по итогам встречи:
- Деприватизация — это понятие, которое не закреплено в российском законодательстве. При этом новостные порталы и юристы часто отождествляют это понятие с национализацией. Но по сути это два отдельных механизма/инструмента. Судебные иски прокуроров направлены на изъятие имущества по ничтожным сделкам в основе которых лежит, либо коррупционный фактор, либо нарушения гражданского законодательства при приватизации недвижимости или предприятия.
- Один из первых способам защиты по искам о деприватизации (об изъятии имущества) — применение срока исковой давности. Важно заявлять такое ходатайство в первой инстанции. Стоит обращать внимание на то, какую позицию занимает гос. орган. Возможно применение научных правовых заключений. Проведение строительно-технической экспертизы и оценки вложений в объект или предприятие, его реконструкцию и изменение. Важна работа с доказательствами, архивами. Подача ходатайства о фальсификации доказательств, как один из инструментов исключения доказательств. Дополнительный важный инструмент — доказывание добросовестности приобретателя.
- Существенных отличий между исками Генеральной прокуратуры и региональных прокуроров нет. Но можно выделить: 1- масштаб объектов, в отношении которых подаются иски. 2- сроки исковой давности Ген.прокуратуре (как следует из судебных актов) сложнее узнать о нарушении, чем «местной» прокуратуре). Поэтому при обосновании позиции Генпрокуратура часто утверждает, что срок исковой давности не применяется, т.к. он начинает течь с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении.
- Успешных дел в пользу ответчиков не так много. Одно из последних и показательных дел, рассмотренное во Втором арбитражном апелляционном суде. Апелляционной инстанцией отменено решение в пользу заместителя Генпрокурора и отказано в иске об изъятии акций завода по причине пропуска срока исковой давности.
Благодарим всех слушателей за участие в эфире, вопросы и советы.
Приглашаем тех, кому не удалось побывать на эфире подписаться на подкаст «Бизнес с ШИПами»:
Выпуск нового подкаста
Видео-подкаст:
VKВидео
RUTUBE
YouTube
Аудио-подкаст:
Podster
ЯндексМузыка
ApplePodcasts