Российские маркетплейсы (Wildberries, OZON и др.) все чаще становятся каналом сбыта контрафактной продукции. В связи с распространением таких ситуаций, правообладателям проще защищать свои нарушенные права, причем размеры компенсаций могут достигать до 5 млн. рублей, но как занять выигрышную позицию нарушителю и возможно ли это сделать? В статье разбираемся, на что важно обращать внимание ответчику.
В подобных спорах правообладатели, понимая, что могут получить сумму, превышающую причиненные им убытки, осознанно выбирают защиту прав посредством взыскания компенсации, а не убытков. Более того, для взыскания компенсации достаточно доказать лишь факт нарушения. Это осложняет защиту ответчика против иска.
1. Часто предприниматели предлагают к продаже товар, на котором имеются какие-либо изображения. Лицо, считающее, что его результат интеллектуальной деятельности был использован неправомерно, должно доказать, что именно он является правообладателем, предъявить черновики и т.д. С зарегистрированными изображениями (например, изобразительными товарными знаками) необходимость в представлении указанных данных отпадает.
2. С учетом характера допущенного нарушения и тяжелого материального положения ответчика и при наличии соответствующего заявления от него суд вправе снизить размер компенсации ниже установленной пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ величины (см. Определение ВС РФ от 26.01.2021 по делу № А48-7579/2019). Но стоит отметить, что в этом деле ИП продал лишь один товар на сумму около 100 рублей.
При определении стоимости права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности суду необходимо учитывать способ использования нарушителем объекта интеллектуальных прав, в связи с чем за основу расчета размера компенсации должна быть взята только стоимость права за аналогичный способ использования.
3. «Смягчающим обстоятельством» будет то, если ИП продавал под одним артикулом несколько товаров, то есть не только контрафактный, потому что при таком условии реальнее добиться снижения размера компенсации, хотя пока еще суд не вынес решение (ВС РФ направил на новое рассмотрение в АСМО).
4. Говоря о взыскание компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров (товаров), то оно возможно при следующих обстоятельствах: существование контрафактных экземпляров (товаров) в том количестве, которое истец принимает за основу для расчета; стоимость одного контрафактного экземпляра, которая принимается истцом за основу расчета.
5. Часто в качестве доказательств стороны используют данные mpstats (дела № А40-192879/2024, А50-20057/2022). Такие данные могут выступать допустимыми доказательствами, но их оценка будет производиться судом с учетом всех представленных сторонами доказательств. Сервис mpstats представляет собой сервис аналитики маркетплейсов Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет, инструмент для анализа конкурентов, выбора ниши и управления продажами товаров. Данный сервис не предназначен для осуществления учета точного количества реализуемых товаров, его сведения являются приблизительными, ориентировочными (Постановление СИП от 07.08.2024 по делу № А42- 472/2023).
На что обратить внимание:
Обязательно нужно представлять в суд контррасчёт, иначе он просто примет тот, который сделал истец. Важно, чтобы ранее у ИП не было подобных исков, поскольку суд из-за их наличия может не снизить размер компенсации.
Выводы:
Суды редко снижают размер компенсации, но занимать пассивную позицию тоже нельзя, можно попробовать доказать, что было продано меньше товара и/или по меньшей цене, чтобы по формуле в итоге получилась меньшая сумма.
ЮК «Шашкин и Партнеры» оказывает юридическую помощь по защите нарушенных интеллектуальных прав.
Работаем конфиденциально, профессионально и с нужным результатом. Обращайтесь:
в Саратове: +7 (8452) 46-93-20
в Москве: +7 (495) 407-74-27
info@shiplaw.ru